С конца 2019 года весь мир начали сотрясать новости о распространяющейся по всей Земле коронавирусной инфекции COVID-19. Сегодня проблема уже затронула множество стран и регионов, включая и нашу страну. Ситуация с вирусом неминуемо внесла коррективы и в планы туристов. В связи с объявленной Всемирной организацией здравоохранения (ВОЗ) пандемией новой коронавирусной инфекции, а также в рамках борьбы с её распространением, в начале апреля этого года Россия практически полностью прекратила всё авиасообщение с зарубежными странами. Некоторым туристам не осталось ничего другого, кроме как пережить эпидемию коронавируса в чужой стране или надеяться на скорое возвращение домой с помощью государства. На внутренние рейсы подобные ограничения не накладывались. По информации авиаперевозчиков, следствием подобных мер стало кардинально увеличившееся количество обращений пассажиров на возврат билетов.
Многие путешественники задаются вопросами, что делать с приобретенными ранее авиабилетами. Для оформления возврата билетов из-за коронавируса туристам необходимо будет предпринять ряд действий. Описанные ниже шаги универсальны для авиапассажиров всех отечественных авиакомпаний. Новости, касающиеся конкретных маршрутов, а также подробную информацию о возможностях и правилах изменения бронирований, процедурах возврата и обмена билетов рекомендуется получать с официальных сайтов воздушных перевозчиков.
Что делать пассажирам?
Во-первых, необходимо удостовериться в том, что ваш полет не состоится по независящим от вас причинам, т.е. согласно государственному решению в связи с пандемией COVID-19. Таким образом, ваш отказ от авиабилета будет считаться вынужденным. В случае добровольного отказа от авиаперевозки (компания не давала официального разрешения на отмену авиарейса), возврат билетов осуществлялся бы на общих условиях.
Во-вторых, нужно определиться с планируемыми дальнейшими действиями (сдача билета и возврат денег, перенос рейса, изменение направления и т.п.).
В-третьих, следует установить точное место приобретения авиабилетов. Важно знать, что обращаться по поводу возврата авиабилетов в связи с коронавирусом, равно как и по поводу любых других изменений, будь то обмен билетов, изменение даты, направления и т.п., следует туда же, где эти авиабилеты были куплены.
В-четвертых, внимательно ознакомиться с текущим положением дел в авиакомпании, где были куплены билеты и правилами их возврата и обмена.
И, наконец, в-пятых, непосредственно обратиться за оформлением возврата по месту приобретения авиабилетов.
Сертификат S7 вместо денег
Следует отметить, что с конца марта 2020 года многие авиаперевозчики стали предлагать своим клиентам вместо денег возможность получения ваучеров на будущие перелеты. В начале апреля Международная ассоциация воздушного транспорта (IATA) рекомендовала авиакомпаниям отказывать в возврате денег клиентам аннулированных рейсов и предоставлять им положенную компенсацию в виде ваучеров (сертификатов на стоимость приобретенных услуг). При этом нужно помнить, что пассажир не обязан соглашаться на оформление ваучера и всегда имеет право потребовать денежную компенсацию.
Компания S7 Airlines, один из крупнейших российских перевозчиков, в случае возврата билетов предлагает своим клиентам возможность оформить сертификат S7 на стоимость приобретенных ранее услуг, посредством которого клиент в дальнейшем сможет в течение одного года (с момента оформления) оплачивать покупку новых авиабилетов и услуг S7 Airlines. При этом пассажирам, согласившимся на оформление сертификата S7 вместо денег, авиаперевозчик начисляет на ваучер дополнительные десять процентов к сумме возврата. Очевидно, что такие меры будут, в первую очередь, интересны постоянным клиентам компании и вряд ли окажутся полезными туристам, осуществляющим перелеты от случая к случаю и желающих найти рабочее зеркало на Вавада.
Как стало известно на днях, Российская ассоциация эксплуатантов воздушного транспорта (АЭВТ) выступила с предложением узаконить в ситуациях форс-мажоров сертификаты в качестве варианта возврата финансовых средств пассажирам отмененных авиарейсов с целью сохранения авиаперевозчиками оставшихся денег для расчета со своими сотрудниками, а также покрытия регулярных трат. Письмо с соответствующим предложением было направлено организацией первому заместителю председателя правительства Российской Федерации Андрею Белоусову.